“ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ АМЕРИКУ” – ЗДОРОВЫЙ ПРИНЦИП КОНКУРЕНЦИИ

А. Зимович — проф. МАИ (Alexander)

Продолжая тему самолетов 5-го поколения, необходимо охарактеризовать сложившееся состояние на настоящий момент и понять перспективы развития в этой области.
К основным новым свойствам перспективного истребителя относятся такие требования как многофункциональность, сверхманевренность, всенаправленное и многоканальное применения оружия, высокоточное поражение наземных объектов, улучшенные взлетно-посадочные характеристики, пониженный уровень заметности, сверхзвуковой крейсерский режим полета. Понятно, что создание авиационного комплекса нового поколения является очень сложным системным проектом.
В конце прошлого и в начале 2009 года СМИ все чаще стали сообщать об активизации работ по созданию российского истребителя пятого поколения. Вице-премьер Сергей Иванов в Ахтубинске сказал, что боевой самолет пятого поколения, испытания которого планируется начать в 2009 году, в 2015 году должен быть принят на вооружение российской армии. Известно, что подобные истребители имеют в настоящее время только США.
В свое время МиГ-29 – получил продолжение в виде модельного ряда МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, МиГ-35/35Д. Но время кризиса наложило свой отпечаток на развитие МИГов: – нет зарплаты, нет финансирования, нет заказов ВВС России, уходят специалисты, главный конструктор Беляев Р.А. серьезно болен и его заменил главный конструктор Сухого Михаила Погосян. Практически остановлена программа МФИ – первая попытка создать истребитель нового поколения в России. Приход Михаила Погосяна в РСК МиГ «может фактически означать безусловное доминирование АХК «Сухой» в будущем военном дивизионе».
Скоро будет запущен проект легкого фронтового истребителя пятого поколения — тем более что он имеет большие перспективы на экспорт. Генеральный директор Авиационной холдинговой компании «Сухой» Михаил Погосян считает, что многоцелевой ударный самолет Су-35 имеет большой экспортный потенциал.
Система радиоэлектронного противодействия делает этот самолет практически неуязвимым для средств поражения противника, боевую живучесть самолета обеспечивает титановая броня.
Потребность российских ВВС составляет 200 самолетов этого типа, но планируется в общей сложности построить 300—400 самолетов Су-35.
Серийное производство самолетов Су-35 будет продолжаться примерно 15—20 лет.
Самолет 5-го поколения круглосуточность, всепогодность, скрытность применения, малозаметность и длительный сверхзвуковой полет, глубоко интегрированный многофункциональный комплекс бортового оборудования новой архитектуры, многоканальность применения авиационных средств поражения и высокоэффективная автоматизированная система обороны.
Самолет пятого поколения начнет испытательные полеты в течении 2009 года. Такая информация прозвучала от руководителя компаний «Сухой» и «МиГ» Михаила Погосяна на авиавыставке в Бангалоре (февраль 2009).
В то же время КМП и ВМС США планируют принять на вооружение 680 F-35B и F-35C. ВВС США намерены закупить 1763 самолетов F-35A. Великобритания планирует приобрести для ВВС и ВМС 150 F-35B. По оценкам экспертов, с учетом возможных продаж F-35 другим заказчикам, к 2027 году общее количество произведенных самолетов может составить 4500 ед. или больше.
Создание отечественного боевого самолета пятого поколения, который зачастую называют как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), пожалуй, одна из самых злободневных тем в области разработки и производства новых вооружений.
Словосочетание «оружие пятого поколения» стало сегодня своего рода символом всего самого передового, эффективного и технически совершенного. Правомерность использования этих слов наиболее целесообразна применительно именно к истребителям и авиационным двигателям.
Истребитель «пятого поколения», по мнению специалистов и экспертов, имеет ряд основных отличий, позволяющих рассматривать его именно как самое современное оружие с вполне конкретными характеристиками. В первую очередь, это самолет с искусственным интеллектом, главное отличие которого от предшественников в том, что вся имеющаяся информация анализируется компьютером и выдается пилоту в виде подсказки. В числе других основных отличий — сверхманевренность и способность в крейсерском режиме летать на сверхзвуковой скорости без форсажа, что достигается за счет двигателя пятого поколения.
Такой самолет должен быть более дешевым в эксплуатации. Считается, что если стоимость одного часа эксплуатации самолета четвертого поколения типа Су-27 составляет 10 тыс. долларов, то для самолета пятого поколения этот показатель должен быть в пределах до 1,5 тыс. долларов. Кроме того, истребитель пятого поколения должен обладать малозаметностью во всех физических полях. Однако есть мнение о том, что «невидимость» такого самолета является своего рода миф, так как наличие на нем радара и средств связи, в случае их работы, В целом же российский истребитель пятого поколения будет обладать «целым рядом уникальных особенностей, которые еще не имел ни один отечественный самолет». Его можно будет применять круглосуточно и в любую погоду, самолет будет обладать скрытностью применения, сможет длительное время летать со сверхзвуковой скоростью и иметь высокоэффективную автоматизированную систему обороны. Одним из других первоочередных требований к такому самолету является возможность использования им укороченных взлетно-посадочных полос, а также наличие современного высокоэффективного вооружения. Характеристики нового самолета не должны уступать зарубежным прототипам.
Следует отметить, что такие характеристики как сверхзвуковая скорость в крейсерском режиме и сверхманевренность, отличающие самолет пятого поколения от предыдущего, определяются возможностями двигателя. В двигателе пятого поколения температура горения достигает 2100 градусов, удельная сила тяги возрастает с 8 кг до 11-12 кг на килограмм массы двигателя, а его ресурс сравняется с общим ресурсом самолета.
АХК «Сухой» и двигателестроительная фирма НПО «Сатурн» создали прототип ПАК ФА.
Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой (ФАР). Она обладает уникальными характеристиками по дальности обнаружения и количеству сопровождаемых целей. Станция представляет собой дальнейшее развитие РЛС «Барс». ФАР обеспечивает электронное сканирование луча, как по азимуту, так и углу места. Для увеличения обзора в горизонтальной плоскости реализован дополнительный механический доворот антенны по азимуту посредством гиропривода. В режиме «воздух-воздух» радиолокатор может обнаруживать на встречных курсах на дальностях в 350-400 км и сопровождать (при сохранении непрерывности обзора пространства) до 30 целей, а также вести обстрел восьми из них. «Сверхмалоразмерные» цели с эффективной отражательной поверхностью (порядка сотой доли квадратного метра) обнаруживаются на дальности в 90 км. Это уникальные показатели для современных авиационных радиолокационных станций.
Дополнительные возможности управления вооружением Су-35 обеспечивает оптико-локационная станция новой разработки, объединяющая теплопеленгатор, лазерный дальномер — целеуказатель и телевизионный канал.
Вооружение Су-35, помимо уже известных ракет «воздух-воздух» средней дальности с активными и полуактивными радиолокационными и тепловыми головками самонаведения, а также ракет ближнего боя (в общей сложности 34 штуки) составят пять новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух — поверхность» включает 25 противокорабельных и противорадиолокационных ракет средней и большой дальности. В том числе — систему «Клаб», а также одну тяжелую ракету большой дальности типа «Яхонт».
В части корректируемых авиабомб с телевизионным, лазерным и спутниковым наведением Су-35 практически не отличается от сегодняшних Су-30МК. Но, в принципе, на нем могут применяться и новые модели. Эффективность использования корректируемых авиабомб обеспечивается лазерно-телевизионной прицельной станцией. Она размещается в подвесном оптико-электронном контейнере. Станция обеспечивает обнаружение, сопровождение, определение дальности и лазерный подсвет наземных целей.
Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг. Размещается она на 12 точках подвески. Оснащенный двигателями с изменяемым вектором тяги и усовершенствованным бортовым радиоэлектронным комплексом. В отличие от предлагаемого сейчас на мировом рынке вооружений Су-30, ПАК ФА Су-35 более приспособлен для ведения маневренного боя, в том числе и за счет меньшей массы.
«Мы планируем с 2010 г. начать поставки Су-35 на экспорт», — заявил Михаил Погосян. Новый истребитель призван занять место между нынешними Су-30МК разных вариантов и перспективными машинами пятого поколения. Су-35 — это самолет поколения «4++», в котором использовано большое количество технологий пятого поколения, считают в компании «Сухой».
Разработка истребителя пятого поколения оценивается в 12-14 млрд. долларов, является весьма дорогим и трудоемким процессом, который под силу только сильному государству с мощной экономикой и научно-техническим потенциалом, или группе государств. А в условиях наступившего мирового экономического кризиса это еще более затрудняет решение такой сложной проблемы. Надо полагать, что высокая стоимость разработки отечественного истребителя пятого поколения является одной из причин заключения российско-бразильских и российско-индийских соглашений о совместных работах по созданию истребителя пятого поколения.
Американский F-22 отличается непомерной стоимостью, каждый из которых, при закупке 750 самолетов, обходится около 149 млн. долларов. После принятого Пентагоном решения снизить объем закупок F-22 вначале до 381 самолета, а позднее до 183, цена каждого из них повысилась до 355 млн. долларов.
До 2015 года летные испытания истребителя 5-го поколения, разрабатываемого кооперацией фирм во главе с компанией «Сухой», будут осуществляться с применением имеющегося двигателя под названием «изделие 117С».
На авиазаводе «Компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре идет сборка опытных образцов боевого самолета пятого поколения.
Генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян заявил, что «…серийное производство истребителей пятого поколения планируется начать в 2015 году, а производственная программа по их выпуску продолжится не менее 40 лет — до 2055-2060 годов, что является вполне реальным сроком».
Самолет Су-30МКИ будет производиться в Индии по лицензии еще пять лет. Промежуточный самолет Су-35 поколения 4++ даст возможность продлить производственную программу по этому семейству до 2020 года. В целом к этому моменту времени самолетов этого семейства будет произведено около 1000 единиц. Производство Су-35 важный этап, поскольку в Су-35 как промежуточную модель поколения 4++ будут внедрены многие наработки по истребителю пятого поколения, что в дальнейшем значительно снизит риски при их производстве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>